Контакт нужен всегда, или все о смазке клемм АКБОбычно к проблемам зарядки аккумуляторной батареи в машине уделяют внимание зимой, однако практика показывает, что этот вопрос нет-нет да и возникает в другую пору года. Причем казусы случаются довольно неприятные, хотя и совершенно банальные.

Представьте себе солнечное весеннее утро, вы пытаетесь завести автомобиль, но результата нет. И приходится снова идти в гараж, ставить батарею на зарядку. Перед тем, как подключить зарядник, наверняка очищаете клеммы, ибо на них всегда скапливается энное количество грязи и окислов. Все, зарядка закончена, АКБ поставлен, стартер закрутился, двигатель завелся. Казалось бы, можно ехать? Можно! Однако контактные группы, то есть «минус» и «плюс», к которым вы подключали аккумулятор, остались сухими. Казалось бы, ноу проблем, пусть себе! И все же среди рядовых автомобилистов, как и среди инструкторов по вождению в ЮЗАО, до сих пор не утихают споры, нужно ли смазывать. Попробуем подобраться к этому вопросу, что называется. Поближе.

 

Можно не смазывать, но…

Худо-бедно, современный автомобиль без технического обслуживания способен ездить, поэтому следить за ним совсем не обязательно. По крайней мере, некоторое время. Причем нынешние электрические цепи транспортных средств, частью которых являются аккумуляторные батареи, сделаны так, что нуждаются в профилактических мероприятиях гораздо меньше, чем 10-20 лет назад. Не нужно доливать электролит, следить за его плотностью и так далее. И все-таки с течением времени в любом устройстве начинают работать законы физики. И обмануть их просто невозможно. Поэтому потенциальные проблемы всегда «вылазят» наружу. Поэтому можно и не смазывать клеммы АКБ, однако лучше все-таки проводить эту процедуру. И вот почему.

 

Вредные окислы – враг любого аккумулятора

Контактные группы батарей в любом случае окисляются. И неважно, эксплуатируется аккумулятор или нет, физический процесс все равно идет. Просто если АКБ стоит под капотом и ездит вместе с автомобилем, то на нее оседают пыль и грязь, что увеличивает сопротивление в местах контакта. А окислы вообще не способны проводить электрический ток, то есть негативное влияние внешних факторов увеличивается вдвойне. Их итогом становятся сложности при запуске мотора из-за снижения энергии и падения отдачи от аккумуляторной батареи.

Даже некоторые автоинструкторы, в ЮЗАО, оказывают они свои услуги или нет, отдают предпочтение зачистке клемм с помощью мелкозернистой наждачки, а не их смазыванию. При этом они забывают, что для сохранения «консервации» контактных групп в их первозданном виде это нисколько не помогает, клеммы все равно окисляются и покрываются слоем грязи. Вдобавок процедура удаления этих накоплений – не очень-то приятный и весьма трудоемкий процесс.

 

Чем мазать-то будем?

Если вам порядка 45-50 лет и ездите за рулем хотя бы лет 20-30, то наверняка вспомните, что во времена СССР, особенно в 70-х годах, для смазки клемм АКБ водители использовали исключительно литол, нигрол либо солидол. Причем первый до сих пор можно найти в автомагазине. А когда стали производиться ВАЗы, то для этих машин специально разработали технический вазелин, тоже используемый сегодня. Однако оба упомянутых химиката довольно быстро смываются современными шампунями. Да и в целом, если сравнивать их с эффективностью нынешней автохимии, они создают менее прочную защитную пленку. Соответственно, лучше пользоваться «продвинутыми» спецсредствами, которые так и называются – либо «смазка для клемм аккумуляторной батареи», либо «смазка для электрических контактов».

Подобные средства выпускают многие производители, причем упаковка может быть голубой, синей или красной. Цветовая гамма нужна для того, чтобы понять, какая из смазок образует более эффективный защитный слой. Вдобавок существуют препараты, которые проводят ток или нет. Вроде бы первый вариант предпочтительней, причем допускается применять стандартную графитовую смазку – она тоже способно пропускать через себя ток. И все-таки ставить во главу угла исключительно токопроводящие свойства такой автохимии нельзя, ибо мы смазываем внешние поверхности, а не площадь контакта.

 

Как правильно смазывать?

Многие инструкторы по вождению из ЮЗАО знают о довольно распространенной ошибке, свойственной молодым водителям – по незнанию они почему-то накладывают защитный слой на полюсные выводы АКБ и ничтоже сумняшеся водружают на них клеммы. Чем такие действия опасны? Тем, что в итоге получается засохшая пленка смазки, совершенно не способная проводить электроны там, где это нужно.

Поэтому грамотные автовладельцы делают ровно наоборот: вначале они, надев клеммы, плотно их затягивают, и только потом накладывают смазку. В общем, смазывать следует исключительно клеммы на проводах на верхних торцах выводов и других внешних, но никак не внутренних площадях. А если вы используете химикат из аэрозольного баллончика, то возникшую после его использования «шапку» следует чуть-чуть разровнять.

И стоит ли говорить, что в самом начале процедуры клеммы рекомендуется зачистить, а все работы проводить в перчатках? И напоследок: если по каким-то причиной у вас под рукой нет специальных средств для смазки, подойдет любой водоотталкивающий химикат. Разумеется, не агрессивный.

 

К чему может привести отказ от смазывания клемм?

Смазывать клеммы нужно обязательно! Иначе плохой контакт приведет к потере энергии при плохом соединении. Соответственно, будут проблемы при запуске двигателя. А поскольку на контактной группе увеличится сопротивление, начнется выделение тепла, которое способно разогреть полюсные выводы АКБ и даже корпус до такой степени, что выведут их из строя.

 

Еще несколько полезных советов

Во-первых, очистить от грязи и окислов нужно не только клеммы, но и полюсные выводы самого аккумулятора. Обычно это делается ветошью либо вышеупомянутой наждачной бумагой, хотя лучше прикупить специальные приспособы – так называемые «ершики». Они сокращают время операции до считанных секунд!

Во-вторых, клеммы после их надевания на выводы АКБ ни в коем случае не должны болтаться. Причем даже минимально, в противном случае в место контакта будут регулярно попадать окислы наравне с грязью. Одним словом, затягивать клеммы следует плотно.

В-третьих, не стоит забывать о старых дедовских методах, до сих пор частенько практикующихся автоинструкторами ЮЗАО. Один из них заключается в применении защитных войлочных колец. Эти «шайбы» нужно пропитать маслом и надеть под клеммы на полюсные выводы. Полезность этих деталей очевидно: они защищают наиболее ответственные места – там, где из батареи может испаряться кислота, которая после реакции с воздухом и металлом образует окислы. Ведь перспектива «выкорчевывания» намертво «прикипевших» клемм – отнюдь не самая радужная и чреватая повреждением самой батареи…

Контакты:

8 (901) 794-09-28

Ежедневно с 8:00 до 23:00