Вопрос, вынесенный в заголовок, однозначного ответа не имеет. До сих пор в автомобилях преимущественно устанавливаются стандартные кислотно-свинцовые АКБ; исключение составляют лишь машины, оборудованные системой «старт-стоп» – там применяются особые, фирменные батареи AGM. Чтобы понять преимущества и недостатки гелевых изделий, вначале нужно разобраться в том, как они устроены.
Конструкция и принцип работы – они такие же, как и у кислотных аккумуляторов: электролит состоит из дистиллированной воды и серной кислоты, однако во второй компонент добавлен силиконовый химикат, превращающий жидкость в более густую, вязкую субстанцию. Электроды гелевых АКБ тоже сделаны из свинца в форме плоских пластин либо спиралей, корпус производится из прочного пластика. В свою очередь, гелевые аккумуляторные батареи бывают двух видов – с добавлением в конструкцию впитывающего стекловолокна (вышеупомянутые AGM) и с вязким электролитом (GEL).
Особенности эксплуатации. Поскольку гелевые АКБ сконструированы грамотно и с применением качественных материалов, в работе себя они зарекомендовали хорошо. Отличие альтернативных от «классических» батарей состоит в большем времени удерживания заряда и меньшей чувствительностью к «просадке» до нуля. Например, если кислотные АКБ, в случае регулярной недозарядки, и особенно зимой, быстро теряют емкость, то гелевые аналоги служат дольше. Вдобавок они способны три раза выдерживать полные циклы заряд/разряд. И даже когда гелевый аккумулятор стопроцентно разрядится, он прекрасно восстанавливает свой первоначальный заряд. Правда, такое эксплуатационное свойство производитель изделий гарантирует, если автовладелец пользуется современными автоматическими зарядными устройствами. Памятуя об этом правиле, каждый инструктор по вождению ЮЗАО или другого округа Москвы, являющегося местом его работы, такими устройствами давно обзавелся.
Минус у гелевых АКБ только один – они примерно в два раза дороже кислотных. Однако даже при этом они начинают явно превалировать.
Плюсов гораздо больше:
- меньший разряд в пассивном состоянии;
- такие батареи не нуждаются в особых условиях эксплуатации и специфическом техническом обслуживании;
- способность выдерживать до 400 циклов разрядки-зарядки;
- меньшая чувствительность к мощному дополнительному оборудованию – автозвуку и пр.
Какими бывают гелевые АКБ? Российские автолюбители, эксплуатирующие автомобиль в тяжелых условиях (температуры за минус 30 градусов), пользуются батареями с красной крышкой. Для водителей, установивших в машине мощные усилители звука, адресованы гелевые АКБ с желтым верхом: даже если слушать музыку на полной громкости примерно 5 часов, батарея не разрядится настолько, чтобы не смочь прокрутить стартер. Наконец, владельцам авто со стандартной нагрузкой на электрооборудование рекомендуется не переплачивать и устанавливать под капот аккумулятор с желтой крышкой.