В европейских странах доля продаж дизельных автомобилей составляет более 50% от общего объема, тогда как в Российской Федерации этот показатель куда ниже – от 6 до 12,5% в течение последних 11 лет. Такая значительная разбежка кроется в низкой рентабельности личного транспорта, работающего на солярке, характерной для нашего рынка. Однако дизельные модификации внедорожников и машин премиум-сегмента даже в России всегда востребованы. И хотя итоговые цифры по данному вопросу за 2016 год пока не опубликованы, они вряд ли будут существенно разниться со статистикой года 2015-го.
Первое место по объемам реализации таких авто занимает концерн Volvo, у которого дизельные версии составляют свыше 82% от общего объема продаж в РФ. И не нужно быть искушенным автоинструктором из Бутово, чтобы понять: занять верхнюю строчку ТОП шведам удалось за счет кроссоверов XC60 и XC90, владельцы которых получают не только высокий уровень комфорта, но и большую тягу двигателя. А она обеспечивает хорошую проходимость в условиях бездорожья и быстрое ускорение.
Второй показатель у марки Land Rover с 74%, чьи дизель-версии автомобилей Evoque и Discovery у нас раскупаются прекрасно. Эти машины даже в условиях экономического кризиса являются доступными для среднего класса россиян, в отличие от бензиновых модификаций. Экономить удается и за счет меньшего транспортного налога, и благодаря низкому для такого класса машин потреблению топлива. Например, самая дешевая бензиновая версия Range Rover Sport модели в базовой комплектации оснащается трехлитровым мотором, выдающим до 340 «лошадей», в то время как дизельный аналог при том же объеме цилиндров развивает чуть менее 250 л. с.
На третьем месте по доле продаж легковых авто с силовыми агрегатами, потребляющими солярку, оказались премиальные БМВ – 49% от общего числа реализованных машин. Наиболее популярной моделью оказался кроссовер Х5, причем наибольший объем продаж приходится на крупные города России. Жители небольших населенных пунктов, по словам представителей марки, опасаются заправиться низкосортной соляркой, и поэтому отдают предпочтение атмосферным двигателям.
Четвертый и пятый показатель у Ягуар и Порше – 46 и 39% соответственно. У Мерседес-Бенц, Тойота и Jeep цифры колеблются в пределах 25-30%, Ауди, Инфинити, Пежо и Мицубиси продали 10-20% дизельных модификаций.
Кто покупает и почему?
Автоэксперты отмечают, что едва ли не единственной массовой моделью в РФ стал седан Peugeot 408. Его начали продавать осенью 2012 года, и за три года доля реализованных дизельных модификаций выросла с 10 до 15%. Представители компании не скрывают, что доминирующим потребитель в данном случае – это опытные водители, уже имевшие опыт с «дизелями». Кроме того, 408-й весьма охотно приобретают корпоративные клиенты, которые нуждаются в исключительно экономически выгодных машинах.
Также российские компании массово закупают и Мицубиси. Например, дизельный пикап L200 пришелся «ко двору» владельцам малого и среднего бизнеса, также популярна эта модель у руководителей государственных организаций и предприятий. Но нельзя не отметить, что бензиновых версий «эльки» у нас японцы не предлагают. Что касается внедорожника Pajero Sport, то его востребованность у «корпоративщиков» обусловлена не только имиджевой составляющей, но и прекрасной приспособленности машины для преодоления бездорожья. То есть можно не только кататься по укатанной трассе, а бросив рутинные офисные дела, с комфортом отправиться на рыбалку либо охоту.