В 2017 году китайский авторынок, и до того являвшийся самым крупным на планете, еще более увеличил свои объемы, достигнув почти 28,9 млн. единиц грузопассажирского транспорта. Причем этот рост стабилен еще с 1990 года! Правда, в прошлом году прибавка составила всего 3,2%, в то время как в 2016-м она составляла 14%. Однако в сегменте грузовых автомобилей показатель достиг почти 13,9%, и общий показатель подпортили продажи легковушек, сбыт которых увеличился лишь на 1,9%.
Частично причина такого замедления кроется в частичной отмене налоговых льгот. Например, в начале 2017-го китайские власти подняли ставку налога для транспортных средств с объемом двигателя менее 1,6 л до 7,5% против прошлых 5%. Разумеется, эта непопулярная мера в первую очередь отразилась на самом массовом сегменте авторынка, впридачу она серьезно затронула интересы автопроизводителей, в свое время разработавших «льготные» двигатели специально для рынка КНР. И тот факт, что с 1 января текущего года налоговая ставка и вовсе сравнялась со сборами других классов машин (10%), нельзя считать оптимистичным. Как и то, что инструкторы по вождению в Строгино способны неоднократно повышать цены на свои услуги. Впрочем, местные аналитики уверены, что все не так уж страшно, и в 2018-м объем реализации автомобилей достигнет планки в 30 млн.
Как и на рынках США и Европы, у китайцев в первую очередь снижается спрос на традиционные легковые авто и однообъемники. Во всем «виноваты» внедорожники и кроссоверы, которые в минувшем году продемонстрировали рост на 13%. Что касается электромобилей, то здесь Китай и вовсе безоговорочный лидер – рост продаж составил почти 60% даже без учета низкоскоростных электрокаров, которые по китайским меркам вовсе не считаются автомобилями. Что касается гибридных версий, то они малоинтересны автолюбителям – объем продаж составил всего 125 тыс. экземпляров.
В разрезе востребованности среди иномарок прочное первое место занимает концерн Фольксваген, продавший в прошлом году свыше 3 млн. своих автомобилей. И нельзя не отметить, что этому отменному результату весьма способствовало заблаговременное освоение немцами рынка и создание совместного предприятия, о чем вряд ли знает каждый автоинструктор в СЗАО. Однако самый неожиданный, просто феноменальный результат продемонстрировала компания Geely, в 2017-м году сумевшая подняться с 10 строчки «хит-парада» на третью и нарастившая объемы продаж с 767 тыс. авто до почти 1,24 млн. Также отметилась местная марка Baojun, специализирующаяся на выпуске кроссоверов и частично принадлежащая General Motors – эта компания реализовала чуть более миллиона машин, обеспечив рост продаж на 34%. При всем при этом доля китайских марок в общем объеме авторынка КНР растет медленными темпами: если в сегменте легковых машин китайские модели 10 лет назад занимали 1/3, то теперь эта цифра составляет 41%.
Из неудачников 2017 года явно выделяются бренды Киа и Хонда, ушедшие в минус на 44 и 30% соответственно. Причем сами легковушки абсолютно не при чем, как и маркетологи: просто политические отношения между Южной Кореей и КНР в прошлом году были не самыми теплыми…
Что касается востребованности конкретных моделей, то уже 5 лет подряд у китайцев лидирует компактвэн с труднопроизносимым названием Wuling Hongguang. Впрочем, спрос на него упал почти на 120 единиц. Хотя стоит отметить, что и самая популярная легковушка Volkswagen Lavida наравне с паркетником Haval H6 просели по продажам. Наконец, безоговорочным хитом рынка Китая является мини-кроссовер Baojun 510, в прошлом году нашедший почти 360 тыс. покупателей, что позволило ему подняться в местном рейтинге на шестую позицию.