Есть в российской истории легендарные иномарки, о которых до сих пор ходят легенды среди россиян. К этой плеяде, безусловно, относится и Мереседес третьего поколения класса «S», получивший заводской индекс W140. Да, это тот самый полумифический «шестисотый», «кабан» – так его назвали у нас в 90-х годах. Причем данная модель пришла к нам совершенно новой, и появление «мерса» мистическим образом совпало с распадом Советского Союза. Наверное, этот исторический перелом и помог «сто сороковому» найти свою целевую аудиторию в лице «братков» и «новых русских», а также инструкторов из Люберец, славившейся своей организованной группировкой. Скажем даже больше: Mercedes-Benz S-klasse W140 в свое время стал не просто представителем престижной немецкой марки, а настоящим социально-автомобильным явлением в нашей стране.
Предпосылки
Когда БМВ в 1986 году выпустила вторую генерацию «семерки» – флагманской модели с индексом Е32 – предшественник «стосорокета» Мерседес W126 выпускался уже семь лет. Это очень долго даже для представительского и фундаментального седана, однажды занявшего лидерские позиции в сегменте «F». Безусловно, эта модель опережала не только конкурентов, но и само время, однако даже этот «членовоз», как назвали бы его сейчас, постепенно и технически, и морально устаревал. Косметические обновления помогали мало, богатая комплектация уже приелась, да и восьмицилиндровый мотор на 5,6 литра уже не выглядел технологическим прорывом. Одним словом, потенциальным потребителям, наравне с автодилерами, было совершенно понятно, что латанием дыр не отделаешься – машине нужна кардинально иная платформа.
Главная задача нового «мерса» была проста и сложна одновременно – затмить конкурентов как экстерьером, так и комплектацией. Тем более, что в конце 80-х претендентов на «престол» развелось немало: люксовые модификации седанов уже выпустили японцы, да и полноприводный Audi V8 существенно оттягивал на себя внимание клиентов.
Работы над третьим по счету представителем S-класса штутгарцами были начаты еще в 1981-м году, однако предметно к этой модели подошли только в конце 1986-го, когда баварский концерн уже представил миру новую «семерку». Спустя два года Мерседес располагал полусотней прототипов, а осенью 1989 года в концерне собрали дебютный предсерийный экземпляр. Официально в массовое производство W140 запустили в 1991 году, параллельно выпуская W126 вплоть до февраля 1992-го.
Мировой дебют и фурор
Широкой публике Mercedes-Benz S-klasse W140 представили в Женеве в 1991-м, причем в этом году советские автолюбители смогли увидеть модель в Москве на выставке «Автосервис-91». Очередной представитель S-класса поразил публику буквально во всех смыслах: такого богатого оснащения доселе не видели ни японские, ни американские флагманы, а «леденцово-тяжеловесный» дизайн машины не снился даже выдающимся дизайнерам, работавшим вне штутгартской штаб-квартиры немцев.
У «шестисотого» предшественники в плане габаритов были немаленькие, однако их новинка превзошла по всем параметрам: длина кузова превышала 5 метров, снаряженная масса многих модификаций модели переваливала за 2,5 тонны. К тому же в зависимости от комплектации «кабан» имел разную колесную базу, но в любом случае она была более 3 метров. Длиннобазную версию можно было отличить чисто визуально, причем изначально предполагалось, что единственный пассажир экстра-класса будет наслаждаться поездкой исключительно на заднем сиденье, а рулежкой займется наемный шофер. Поэтому у инструкторов из Люберец если и были W140, то как правило, «коротыши».
Роскошь двигателей
Помимо двух вариантов колесной базы, штутгартцы предложили покупателям сразу 4 двигателя, причем по прежней модели был известен лишь V-образный пятилитровик. Хотя поначалу, ориентируясь на внутренний рынок, компания предлагала Mercedes-Benz S-klasse W140 со скромным базовым оснащением. И в этом был строгий рассяет. Ведь если прижимистые бюргеры приобретали «коротышу» с задумчивым мотором объемом 3,2 литра, то чуть позднее в России и США прекрасно распродавались модификации как минимум с восьмицилиндровиками. Кроме того, в ответ на ход баварцев, продемонстрировавших свою «семерку» с пятилитровиком V12 еще в 1987 году, Мерседес начал выпускать «шестисотые» с объемом двигателя 6,0 литров и таким же нерядным расположением цилиндров. Причем показатели у подобных монстров для седанов представительского класса по тем временам были феноменальными: почти 410 «лошадей», в сочетании с 570 Нм, отодвигали даже ближайших конкурентов не то что на второй, а скорее третий ряд. Правда, и цены на таких «кабанов» в самой Германии явно зашкаливали – почти 200 тыс. дойчмарок сегодня сравнимы с такой же цифрой, но в долларах…
В последующие годы моторная гамма «стосорокета» была дополнена весьма скромным шестицилиндровым вариантом М104 с рабочим объемом 2,8 литра, выдававшим до 193 л. с. Ниже этого показателя опускаться было нельзя, потому что именно 2800 «кубиков» открывали автомобилям путь в первый S-класс. При том же объеме также стал предлагаться и турбодизель мощностью в 150 «лошадей». Однако общепризнанно, что оптимальным вариантом для Mercedes-Benz S-klasse W140 был V-образный восьмицилиндровик объемом либо 5, либо 4,2 литра, которых в Штутгарте более 80 тыс. экземпляров. У шестицилиндровых силовых агрегатов М120 этот показатель существенно ниже – всего 35 тыс. штук, но наиболее массовой версией стала модификация объемом 3,0 литра – ею оснастили более 180 тыс. автомобилей.
Показателен и тот факт, что на заре 90-х конструкторы компании начали разработку и 16-цилиндрового силового агрегата объемом 8,0 литра, хотя по своей схеме он мало отличался от знаменитого М120 – все та же атмосферная версия, и ничего более. И все-таки за счет дополнительных цилиндров на стендовых испытаниях флагманский двигатель демонстрировал показатель в 540 лошадиных сил. Это даже по современным меркам прекрасный показатель! Увы, экологические нормы в Германии быстро ужесточились, и штутгартцам пришлось ограничиться новой модификацией шестицилиндрового агрегата 600SEL, который все равно в угоды «зеленым» пришлось «задушить» до 394 л. с. Хотя существует и альтернативная версия этой истории: мол, 16-цилиндровик при серийном производстве никогда бы не окупился. Ведь если стандартный «шестисотый» стоил 200 тыс. дойчмарок, то «восьмисотый» наверняка бы обходился конечному потребителю на 100 тыс. дороже.
В заключение
Многие автоэксперты – да и обычные водители, не говоря уж о профессиональных инструкторах из Люберец, оказывавших свои услуги еще в 90-е – считают W140 последним истинным «мерсом». Ведь он создавался без оглядки на экономию и экологию, был рассчитан на максимальный срок эксплуатации, а потому лишен сомнительных одноразовых решений. Нынешние представители S-класса на его фоне выглядят бледной тенью, если не считать обновления комплектации. Хотя нужно признать, что «кабан» с рыночной точки зрения не был успешной моделью, поскольку таких машин было выпущено всего 126 тысяч. И слава богу, что Mercedes-Benz S-klasse W140 в 90-е годы массово завозились в Россию из Европы, в противовес нынешним скудным поставкам седанов премиум-сегмента.