Сервис обратного звонка RedConnect

Что за зверь поворачиваемость, и к чему приводит ее избыток или недостатокТермин «поворачиваемость» довольно часто употребляется в телепередачах об автомобилях, однако мало кто из зрителей задумывается о его смысле. И совершенно зря, потому что она является одной из важнейших характеристик, которую обязательно учитывают проектанты транспортных средств. Вдобавок поворачиваемость каждый водитель ощущает на практике, ведя свою любимицу или служебное авто. Поэтому не лишним будет провести небольшой ликбез по данному вопросу.

Под поворачиваемостью понимается то, как ведет себя машина, поворачивая на определенной скорости. С научной точки зрения это обозначает взаимосвязь между боковым ускорением (его также называют угловой скоростью) и углом поворота баранки. Поворачиваемость может быть и нейтральной, когда машина движется по дуге с одной и той же динамикой и постоянным углом поворота руля. Это, так сказать, точка отсчета. А когда в данных двух факторах происходят изменение, это и принято характеризовать как «поворачиваемость». А она может быть как избыточной, так и недостаточной.

 

Избыточная поворачиваемость

Ею называют эффект, возникающий при увеличении угла поворота автомобиля на дуге. То есть водитель, повернув руль для правильной траектории, больше им не манипулирует, но угол поворота растет. В итоге машину заносит – задние колеса машины в бок уводит быстрее, чем передние.

Избыточная поворачиваемость прекрасно известна шоферам машин с задним приводом. И у многих занос считается популярным. Причем он достаточно легко создается искусственным путем на ледяном покрытии: если на средней скорости резко вдавить педаль газа, угол поворота мгновенно вырастет; и то, насколько вывернуты передние колеса, в формировании траектории не играет определяющей роли.

Одним словом, занос отчасти и есть проявлением избыточной поворачиваемости транспортного средства. А когда он случился, необходимо купирование – уменьшение угла поворота. Как на передне-, так и полноприводных моделях для этого следует повернуть колеса в сторону, противоположному заносу, а дальше действовать исходя из конструкционных особенностей машины. Например, если речь идет о переднеприводных авто, то следует прибавить газу; манипуляции с акселератором на переднеприводных легковушках зависят от нескольких факторов – схемы распределения тяги, какая из осей является ведущей и т. д. Правда, эти знания вряд ли пригодятся при прохождении Марьинского маршрута, ибо сдача на права не предполагает демонстрации навыков экстремального вождения.

 

Недостаточная поворачиваемость

При таком эффекте машина при повороте распрямляет траекторию, то есть реальный путь движения не соответствует углу, на который повернут руль. В итоги боковой увод передних колес (снос) превышает увод задних – их вообще не сносит либо сносит в меньшей степени.

Одним словом, руль повернут, но автомобиль все равно движется прямо. Упрощенную модель такого эффекта тоже можно создать самому за счет поворота руля при движении на умеренной скорости по ледяному покрытию. И опять же, как и в случае с избыточной поворачиваемостью, угол поворота колес при формировании траектории не играет никакой роли. Только в этом случае мы имеем дело не со сносом, а заносом автомобиля.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно совершить манипуляции, которые помогут вернуть колесам достаточное сцепление с дорогой. Алгоритм, который рекомендуют осуществлять автоинструкторы в Марьино и по всей России, таков: снизьте скорость за счет кратковременного торможения с двигателем и измените угол поворота колес. В случае с переднеприводной машиной все еще проще – нужно лишь выжать педаль сцепления, тем самым убрав тягу с ведущей оси, а затем снова включить сцепление и продолжать снижать скорость, постепенно входя в поворот.

Снос – опасное явление, но в меньшей степени, чем избыточная поворачиваемость. Именно поэтому при проектировании серийных машин их создатели сознательно идут на создание легкой недостаточной поворачиваемости. Здесь все дело в динамической стабильности: снос не приводит к раскачиванию авто, а после его ликвидации можно продолжать поворачивать. Вдобавок снижение скорости, как подтвердит любой автоинструктор в Марьино, является естественной реакцией водителей, не прошедших спецподготовку.

Контакты:

8 (499) 394-25-88

8 (925) 035-97-57

Ежедневно с 8:00 до 23:00

Свежие комментарии