Мокрая дорога часто наказывает водителей за легкомыслие: зачастую они игнорирует такие осложняющие вождение факторы, как эффект аквапланирования, заполнение водой глубоких ям, дождевые «облака», висящие позади большегрузов и т. д. Поэтому нетривиальные нюансы, описанные ниже, наверняка помогут многим автомобилистам «подтянуть» личный уровень безопасного вождения.
Итак, вначале об упомянутых уже водяных шлейфах позади фур. Эта проблема становится все актуальнее, так как климатические изменения для центральной части России обернулись участившимися ливнями. А груженых автопоездов хотя и стало меньше в силу пошатнувшейся экономики, но все равно их на скоростных трассах предостаточно. Посему крайне не рекомендуется следовать сзади них даже при мелкой измороси – это ухудшает видимость, да и тормозной путь становится длиннее. Также не торопитесь с обгоном фур, этот маневр чреват неприятными сюрпризами. Например, вы уже выехали на «встречку», и в этот момент колесо большегруза попало в выбоину на трассе, доверху заполненную дождевой водой. Никакие дворники не справятся с обрушившимся на ваше лобовое стекло водопадом, вы элементарно потеряете видимость. Рецепт здесь только один: обгоняйте автопоезд как можно быстрее, а если автомобиль уже залило – не дергайтесь, не паникуйте. В такой ситуации следует притормозить или ускориться, это поможет быстрее покинуть опасную зону.
Кстати, лучше выбрать первый вариант, ибо аквапланирование на повышенных скоростях очень даже может себя проявить – об этом в теории знает даже начинающий водитель, а не только опытный автоинструктор из Люберец. Увы, «завальсировать» по покрытию машина способна не только после попадания в лужу, но и при наличии даже наметившейся колеи в асфальте. А водителям на «лысой» резине нужно быть осторожными вдвойне, как и владельцам мощных заднеприводных моделей, привыкшим давить на педаль акселератора без предварительного разбора дорожной обстановки. Следует помнить и о том, что «поплыть» можете не вы сами, а сосед по полосе – внимательно следите за наиболее быстрыми «гонщиками».
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод: в мокрую погоду гнать сломя голову нельзя, а боковой интервал, как и дистанцию между впереди идущим автомобилем, рекомендуется соблюдать побольше. В конце концов, двигаясь по многополосной трассе, мы не знаем особенностей стиля вождения собратьев по рулю и технического состояния их машин. Кто-то может резко дернуть рулем в запоздалой попытке объехать ямку (наверное, подвеска для таких дороже здоровья и жизни), другой ничтоже сумняшеся что есть силы тиснет на тормоз, третий не брезгует газовать на «лысых» покрышках…
На увеличенном тормозном пути акцентировать внимание не будем – здесь итак все понятно. Зато неконтролируемый занос стоит упомянуть, потому что именно летом большинство «ездунов» предпочитает резко маневрировать из стороны в сторону и так же беспощадно тормозить. В итоге прозрение частенько поджидает в ближайшем кювете. Наверное, срабатывает сознательный стереотип: мол, черный-черный асфальт не может быть опасным, то есть скользким, «юзить» авто способен только на снегу либо льду.
Закончим ликбез на экстренном случае, когда вы попали на затопленную проливным дождем улицу. Совет здесь не мудреный: на глубоком участке нельзя «гнать волну», то есть двигаться нужно на оптимальной скорости, при которой у воды не будет шанса залить воздухозабор мотора. Вы должны уверенно ехать вперед, но не газовать, создавая бампером девятый вал. Игнорирование этой рекомендации может привести к долгому ожиданию техпомощи в заглохшей машине, а в самом печальном случае вам предстоит дорогущий ремонт двигателя из-за гидроудара в цилиндрах.