За всю историю автомобилестроения в нем было немало моментов, когда инициативные люди создавали самые необычные машины. И среди них не последнее место занимают транспортные средства с одним колесом – монокаты или моноциклы. Причем идея эксплуатации одноколесных зародилась еще на заре автомобилестроения, она претерпела несколько стадий развития, была в упадке и сейчас испытывает ренессанс. По крайней мере, сегодня можно купить одноколесную платформу Airwheel. А это означает, что к разработке таких конструкций подключились мировые автобренды, что само по себе уже много значит. Поэтому есть смысл детально разобрать наиболее удивительные и знаковые изобретения в данной области.
Динасфера
Всего за историю человечество было запатентовано порядка 40 моноциклов, и как минимум шесть из них пришлись на 20-30-е годы прошлого столетия. Поэтому этот период и считается «золотым веком» одноколесников. Причем в транспортных средствах уже тогда применялись не только бензиновые, но и электрические двигатели. Некоторые специалисты тогда без тени сомнения пророчили даже появление танка с одним колесом!
Одним из по-настоящему гигантских проектов той поры является Dynasphere (Динасфера) – монокат с широкой несущей рамой, которому удивится даже видавший виды автоинструктор (Бабушкинская). Автором идеи был Джон Первес, который в силу своих способностей боролся с низкой устойчивой одноколесника. В итоге он построил трехметровое колесо весом под 500 кг, и этим видом транспорта надеялся заменить все существующие. Однако промышленной революции, сами понимаете, у Первеса не получилось, хотя сконструированное им мегаколесо оказалось даже более устойчивым, чем ожидалось. Подвело энтузиаста рулевое управление, которого не было вовсе – менять траекторию движения Динасфера должна была благодаря наклону вправо или влево водителя, сидевшего внутри моноцикла. При большом весе колеса даже на скорости под 40 км/ч это было делать очень трудно, поэтому ни о каком массовом производстве Dynasphere речи быть не могло.
Однако Перес не сдавался и представил новый вариант громадного моноката, способного перевозить уже двух человек. В движении е он приводился 6-сильным бензиновым двигателем, а для управления предназначалась подвеска с регулируемым углом наклона и руль. Одним словом, езда стала более безопасной, и вдохновленный своим результатом, Джон Перес впоследствии создал Динасферу, перевозившую на платформе до 8 человек! Правда, испытать модернизированный вариант моноката изобретателю не удалось – никак не удавалось полностью укомплектовать экипаж…
Несмотря на всю свою неуклюжесть, Динасфера существенно повлияла на развитие одноколесников. А д-р Перес вошел в историю как человек, догадавшийся обрубить шар с двух сторон – до него моноциклы были именно шарообразными – и устранить главный недостаток одноколесников, которым была их неустойчивость.
Тракторное колесо-рекордсмен
Американец Керри Маклин был истовым фанатом экстремальной езды на мотоциклах. Построить кастомный байк ему не удалось, зато первый монокат он создал довольно быстро – это был результат модификации тракторного колеса диаметром чуть менее метра. И диковинный аппарат попал в книгу рекордов Гиннеса, так как Маклину удалось разогнать свое транспортное средство до 100 км/ч. Вдобавок его аппарат, который двигался благодаря атмосферному мотору мощностью в 40 л. с., оказался первым одноколесником, легально зарегистрированным полицией штата Мичиган. Впрочем, в России с этим делом все гораздо хуже, это вам подтвердит любой автоинструктор, СВАО или другой район он обслуживает…
Действительно, американец превзошел опыт предыдущих поколений моноциклистов. Причем он утверждал, что даже при экстремальном торможении водитель тракторного колеса не переворачивается через голову, как шар при розыгрыше лотереи, а лишь чуть-чуть подается вперед. И более того, с коммерческой точки зрения проект оказался очень успешным: Маклин организовал собственную компанию и, доработав прототип-рекордсмен, сконструировал на его базе весьма безопасную коммерческую модель. Правда, в ней использовался всего 5-сильный двигатель. И любой американец, выложив почти 9 тыс. долларов, может купить такой монокат и оказаться в центре событий. «Тяжелую артиллерию» 47-летний изобретатель приберег для личных нужд: в его гараже стоит парочка экспонатов, у которых потенциал мощности моторов оставляет 325 и 370 «лошадей»!
Эволюция 21-го века
В 20-м веке авторы одноколесников изначально размещали водителя транспортного средства внутри моноциклов. Эту устоявшуюся традицию в 2003 году разрушил Джек Лайал, предложивший кресло пилота разместить снаружи колеса. Называется такое чудо техники RIOT Wheel. Причем изобретателю не откажешь в остроумии, потому что для придания «автомобилю» устойчивости внутри колеса он поместил подвижный противовес весом чуть более 200 кг. Поэтому независимо от того, едет или стоит одноколесник, такая болванка занимает положение, уравновешивающее водителя. Кроме того, и 6-сильный японский мотор Лайал установил по аналогичному принципу: независимо от положения противовеса, он тоже меняет свое место внутри колеса. Когда моноцикл разгоняется или тормозит, двигатель смещается в нужную сторону пропорционально тормозному или крутящему моменту.
Конечно, внешний вид у RIOT Wheel весьма неопрятный. Такое впечатление, что перед нами транспортное средства из футуристического фильма или апокалипсической кинокартины. Однако с точки зрения безопасности его изобретатель совершил настоящий прорыв: поскольку посадочное место вынесено наружу колеса, это увеличивает обзорность и исключает травмирование монокатчика песком и камнями, летящими из-под колеса.
С точки зрения управления все тоже выглядит весьма достойно, ибо моноцикл Джека Лайала оборудован гироскопом, который может горизонтально отклоняться, тем самым меняя траекторию движения моноцикла. Управляется гироскоп рукоятками, а для страховки кресло водителя имеет достаточно большой люфт в обе стороны, чтобы при отказе основного управления все-таки задать транспортному средству нужное направление. Кстати, весит он 500 кг и способен набирать скорость до 45 км/ч.
Электрические самокаты Ryno
В 2010 году компания Ryno Motors, которой двигали изобретатели-энтузиасты, заявила о начале серийного выпуска одноколесного электрического скутера с одноименным названием. Однако чуть позднее автор разработки Крис Хоффман озвучил, что речь идет лишь о лимитированной партии в 50 экземпляров.
Перед громкими заявлениями инженер проанализировал все существовавшие на тот период мобильные транспортные средства, определил их недостатки и укрепился в уверенности, что монокат их почти все устраняет. Например, ноги у водителя Ryno Motors не устают, а это уже много значит. Во-вторых, аппарат в снаряженном состоянии весит всего 57 кг, он прост в обращении и компактен. Такой моноцикл без подзаряда аккумулятора способен проехать дистанцию в 48 км со средней скоростью в району 40 км/ч. Наконец, заряжать электрический скутер можно от бытовой электросети.
Увы, но данных о том, появился ли Ryno Motors в продаже, зарубежные СМИ не сообщают. Но невзирая на коммерческую «пробуксовку» проекта, его следует признать успешным. На презентации моноцикл показал хорошую маневренность, вдобавок журналисты заявили о том, что научиться управлять скутером можно за пару-тройку минут, поэтому в Москве никакой инструктор ВАО для обучения не нужен. Кстати, внутри карбонового кузова моноката установлены датчики, которые позволяют одноколеснику без участия человека поддерживать устойчивость. И что самое интересное, поворачивать на Ryno позволяет стандартный мотоциклетный руль, а чтобы разогнаться вперед или затормозить, водителю моноката достаточно наклониться в нужном направлении.