Ретроавтодевайсы: механика плюс цифровые технологии времен СССРИнспектируя пыльные сараи и гаражные полки, можно найти такие автогаджеты, которые впечатляют неординарностью инженерного замысла и глубиной технической проработки. Причем создавались такие изделия во времена СССР. Поразительно, что объединяет их одно свойство – не сохранись подобные предметы у некоторых современных водителей, никогда бы не подумал, что подобные вещи вообще могли существовать за границей «железного занавеса».

Каждый профессиональный историк, музейщик или археолог прекрасно знает: жизнь целых поколений отражается именно в предметах бытового назначения. Поэтому давайте попытаемся оценить эти раритетные предметы с точки зрения функционала и креативности мышления их создателей.

 

Рычаг МКПП как противоугонка

Этот девайс при первом ознакомлении вначале приводит в замешательство, а потом вызывает неподдельное восхищение. Но практически сразу возникает вопрос: а не является ли оно деталью промышленного оборудования или военной техники? Тем более, что практически все сферы промышленности бывшего СССР всегда были ориентированы на «оборонку». Ведь этот предмет – обычный рычаг переключения передач, который «по совместительству» является противоугонным устройством. Наверняка его изобрел советский специалист, сам пострадавший от воров и решивший поквитаться с ними самым радикальным образом.

Данный рычаг устанавливается вместо штатной детали механической КПП, причем его цанговый зажим «заточен» под модели ВАЗ. Хотя есть уверенность, что рукастый автослесарь приспособит его к любому другому авто. Когда рычаг находится в нормальном положении, он переключает скорости. Благо, что деталь эта массивная, крепкая, негнущаяся. Однако перед тем, как выйти из машины, у рычага откручивается колпачок сверху, открывающий доступ к… замочной скважине. Вставив туда ключ, водитель поворачивает его, щелкает пружина и рычаг падает на бок. То есть он не стопроцентно отваливается, а болтается на условно сломавшемся основании. Разумеется, управлять трансмиссией в таком случае не получится. Обратная процедуры установки рычага не столь удобна, но даже при минимальных навыках автоинструктора из Митино все обязательно получится.

Автор этого гаджета остается анонимным, хотя по примененным материалам и стилю исполнения он напоминает штучное изделие. Вполне возможно, сделанное «на зоне». Ведь лагерные мастера до сих пор любят натуральные материалы – медь, алюминиевые кольца, эбонит и сталь. Однако в интернете до сих пор можно купить аналогичные рычаги, причем абсолютно новые. Одним словом, происхождение механической «противоугонки» до сих пор остается загадкой.

Что касается функциональности изделия. Пользоваться им достаточно удобно, вдобавок автомобиль не требует серьезных переделок. Говоря же об эффективности этой вещи, только представьте, как угонщик, проникнув в салон, попытается снять машину с «нейтралки». И вместо того, чтобы тронуться, ощутит под рукой болтающуюся булаву. Психологический эффект будет просто потрясающим!

 

«Цифровой» экзаменатор «Гном»

Это устройство начало выпускаться почти 35 лет назад на Кирово-Череповецком машиностроительном заводе, а когда было снято с производства – не известно. В мануале оно числится как «Экзаменатор «Гном-2», предназначенный для использования детьми старшего и среднего возраста. Однако техническая документация «гнома» допускает применять его в качестве прибора для сдачи тестов на знание ПДД. Поэтому к такой вещице прилагались картонными карточками с двумя сотнями вопросов для молодых водителей. Пользовались гаджетом весьма просто: карточка вставляется в щель и претендующий «на права» должен был при помощи пронумерованных кнопок выбрать правильный ответ. Разумеется, «гном» предлагал несколько вариантов. Если человек выбирал правильный, загоралась зеленая лампочка, ошибка высвечивалась красным. Увы, сегодня испытать такую вещь не получится, ибо формат применявшихся в устройстве батареек уже канул в лету.

Насколько полезным и удобным был этот автогаджет? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспомнить схему, по которой сдавали экзамены на знание ПДД – в том числе и будущие автоинструкторы из Митино. А она была такое: в 80-х годах гаишники применяли другой электрический аппарат, называвшийся «Вятка». И там не нужна была авторучка или бумажный билет – был лишь подсвеченный экран с кнопками. Поэтому почти каждый второй из проваливших экзамен становился жертвой собственной робости перед диковинным автоматом. Вдобавок, чтобы одолеть «Вятку», нужно было нажимать кнопки в строгой последовательности. И малейшее нарушение строго алгоритма заканчивалось вердиктом – «не сдал». Поэтому «Гном-2» был хорошим прибором для «натаскивания» будущих водителей перед сдачей тестов на более сложном аппарате. Правда, цена на него в 11 рублей по тем временам была высокой.

 

CD-кассета

Данное устройство – удивительный гибрид магнитофонной компакт-кассеты и CD-проигрывателя, буквально встряхивающий сознание. Ведь когда внутри кассеты вместо банальной пленки обнаруживаешь магнитную головку и проводок, выходящий наружу, понимаешь: что-то тут не так, все должно быть наоборот. И только пораскинув мозгами над «зеркальным отражением» начинки, начинаешь понимать, что перед нами не что иное, как адаптер. По крайней мере, так бы назвали сейчас автогаджет, превращающий кассетный плеер в цифровой аппарат. Испытать его можно на ретро-магнитоле с лентопротяжным механизмом. Конечно, если кто-то еще помнит, что это такое…

Итак, вставляем чудо-гаджет в магнитолу, шнур выводим наружу, штекер подключаем к смартфону, который в данный момент работает как МР-плеер. О чудо, цифровая музыка звучит из динамиков времен Модерн Токинг и «Миража». Конечно, качество так себе, кассетное, зато ведь все работает…

Автора гибридного раритета тоже установить не удалось, хотя наверняка он появился «на сломе» 80-90-х годов. По крайней мере, надписи «Сделано в Китае» на CD-кассете нет. Насколько был востребован такой адаптер? Очень даже! Ведь кассетные проигрыватели без привода для «цифровых» дисков, запись на которые производилась в забытом формате CDA – кстати, в нем звук не сжимался, поэтому на диск вмещалось максимум два десятка треков – ставились на Лексус RX300 аж до 2003-го года. Или того больше. Парадоксально, но в то же самое время российская «золотая молодежь» уже бегала с айподами третьего поколения, имевшими стационарную память на 30 гигабайт…

 

«Волшебное» зеркало

В данном случае все просто и понятно: перед нами внутрисалонное зеркало с электронной начинкой, небывалой для того времени – под стеклом есть индикатор напряжения бортовой сети и часы с будильником. Причем само зеркало сделано не менее интересно, так как у него есть антислепящий эффект и затемнение. Более того, за счет панорамности в зеркале видно половина улицы! Гаджет совсем не тяжелый, поэтому после закрепления к лобовому стеклу с помощью пружинных фиксаторов держится надежно даже при тряске.

Производилось это оптическое чудо в г. Виннице, но оригинальная инструкция к нему обнаружилась лишь в интернете. После подключения часы засветились приятным светом, причем показания отлично видны даже при ярком солнце. Будильник-напоминалка даже в условиях городского мегаполиса пищит пронзительно, так что с функционалом все нормально. Вот только индикатор напряжения на самом деле оказался вольтметром, в котором при неисправном генераторе либо подсаженной АКБ светится нижний диод. А когда напряжение превышает штатное, загорается индикатор сверху зеркала.

Начинка гаджета спрятана в незамысловатый пластик довольно низкого качества, также смущает большое количество кнопок. Хотя разобраться можно и здесь: одна отвечает за перевод часов, другая – минут, следующая – звук «напоминалки» и так далее. Одним словом, никакого тебе совмещения функций в одной кнопке, чем сейчас грешат электронные устройства, способные довести до истерики даже самого терпеливого автоинструктора из Митино

Контакты:

8 (901) 794-09-28

Ежедневно с 8:00 до 23:00