В середине августа в Волгограде состоялось очередное заседание Госсовета РФ, «вне конкурса» которого высоким чиновникам представили беспилотный автобус «MatrЁshka». Этому чуду техники, созданному инженерами малоизвестного предприятия Volgabus, под силу перевозить всего 8 человек. То есть практической пользы от такого транспорта – почти ноль, и в будущем тоже. Однако это не помешало первым лицам одобрительно отозваться об отечественной разработке.
Спору нет, кто сегодня только не изощряется в малоуспешных попытках создать транспорт будущего в его современном видении – автономное авто, абсолютно безопасное для людей и окружающей среды. И мировых автограндов не особенно волнует, что их цель пока не более, чем химера, ибо нигде нет ни соответствующей инфраструктуры для беспилотников, ни законодательной базы для их эксплуатации. Более того, «самостоятельные» машины регулярно виноваты в авариях. Вспомним все того же Tesla. А для России с ее бездорожьем и степенью развитости инжиниринга стопроцентно автоматизированные автомобили совсем уж представляются порождением ненаучной фантастики. Но, как показывает практика, и мы пыжимся не отстать от развитых стран…
Кстати, президента нашей страны «Матрешка» порадовала не только вместимостью в 8 человек. Было заявлено, что за управление новинкой отвечает интерактивная система, а технический центр поддержки неусыпно контролирует каждую единицу «автобусов будущего» аж 24 часа в сутки. Причем они, как оказывается, у нас такой вид транспорта причислен к многофункциональному: он может выступать как средство передвижения во время экскурсий, выполнять роль корпоративного и даже «извозчика».
И наверняка разработчики «MatrЁshkи» попросили у В. В. Путина бюджетных ассигнований на доработку, мягко говоря, «сырой» модели. В то, что она станет выпускаться массово, верится с трудом, так как у нас элементарные электроавтобусы с живыми водителями не приживаются. Да что там транспорт на электрической тяге, стандартных автобусов и то не хватает. Например, за последние полугодие объемы их выпуска сократились на 1,4% – и это с учетом микроавтобусов. А доля импортного транспорта при этом увеличилась на более 21%. Какие могут быть беспилотники? Причем хотя и от перспективного, но явно не масштабного производителя.
Поэтому разумные и сведущие в транспортном вопросе налогоплательщики (в том числе и автоинструкторы-женщины – они ведь всегда в курсе последних новостей) уверены, что Volgabus стоит заниматься реальными, а не эфемерными проектами, пусть и обеспечиваемые господдержкой. Например, конструкторы предприятия намерены в скором времени представить концептуальную версию сочлененного автобуса «СитиРитм-18». Мало того, что он будет отвечать всем современным требованиям безопасности и быть повышенной пассажировместимости, так еще и конструкция кузова такова, что наверняка позволит снизит уровень шума и вибраций в салоне. Или есть еще у «Волгабуса» еще одно перспективное направление – модель газомоторного автобуса, который по сравнению с дизельными аналогами выбрасывает в три раза меньше вредных веществ. Вдобавок конструкторы обещают напичкать такие машины кондиционерами, спутниковой навигацией и современнейшими системами безопасности…